1) Об основных результатах работы по сотрудничеству с ВУЗами по привлечению талантливой молодежи к научной работе в системе РАН за 2009 год.
В 2009 г. Институт российской истории РАН продолжал поддерживать тесные научные контакты с региональными учебными и научными центрами. Продолжалась работа над совместным научным проектом («Власть и общество в истории. Российская провинция») совместно с высшими учебными заведениями Нижнего Новгорода, Ижевска, Глазова. Проводились научные консультации для педагогов высшей школы и ученых, прибывающих в институт для прохождения научных стажировок – Волгоградский государственный университет, Белгородский государственный университет, Саратовский государственный университет им. Чернышевского, Институт гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики, Владимирский государственный университет, Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и др.
Согласно целевой программе Президиума РАН «Подготовка молодых ученых» и «Поддержка научных школ» в декабре 2009 года в ИРИ РАН была организована школа повышения квалификации для молодых ученых из регионов РФ (Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Саранск), а также для аспирантов московских вузов. Консультации для молодых специалистов были предоставлены учеными института – А.К.Соколов, М.Е.Бычкова, Т.Ю.Красовицкая, А.В.Голубев, А.С.Сенявский, А.В.Виноградов, Г.М.Иванова и др.
На общественных началах в Нижнем Новгороде был создан филиал Института российской истории РАН, в рамках которого предполагается осуществление совместных научных проектов с вузами и архивами региона.
2) Сотрудничество с учебными заведениями:
Сотрудники ИРИ РАН поддерживают тесные связи с образовательными учреждениями высшего и среднего звена, участвуя непосредственно в преподавательской работе, в проводимых в вузах конференциях, в рецензировании учебников и учебных пособий. Плодотворное сотрудничество налажено с научными сотрудниками государственных архивов, прежде всего с Российским государственным архивом древних актов (РГАДА), Государственным архивом РФ (ГА РФ) и др., совместно с которыми осуществляется научно-публикаторская деятельность.
Ведущие сотрудники ИРИ РАН (А.И.Аксёнов, Г.М.Иванова, С.В.Журавлёв, Б.М.Клосс, В.А.Кучкин, Л.Е.Морозова, А.Ю.Попов, Н.М.Рогожин, А.С.Сенявский, А.К.Соколов и др.) осуществляли руководство стажерами, аспирантам и докторантам разных форм обучения, проводили консультации для отечественных и зарубежных ученых.
Многие научные сотрудники являются членами Ученых, Диссертационных и Экспертных советов различных учреждений, входят в состав редколлегий журналов и газет: Я.Н.Щапов и Н.Н.Лисовой - члены экспертного совета Комитета по присуждению премий памяти митрополита Макария (Московская Патриархия, Мэрия г. Москвы, РАН); В.М.Лавров — член редколлегии журнала «Русская история», главный редактор «Русского исторического сборника»; Б.М.Клосс - член Ученых советов Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и Сергиево-Посадского историко-художественного музея заповедника; Н.В.Синицына - член научно-редакционного совета издательства «Православная энциклопедия»; В.В.Лобанов - член редколлегии (отв. секр.) издания «Русский исторический сборник»; В.Я.Гросул — член ученого совета по защите диссертаций в Институте славяноведения РАН; Н.А.Иванова - член диссертационного совета Московского областного педагогического университета; А.П.Корелин — член бюро Научного совета РАН по проблемам российской и мировой экономической истории, член Ученого совета ГИМ, член редколлегий журналов «Российская история» и реферативного журнала ИНИОН РАН, председатель ГАК факультета истории, политологии и права Московского Областного Государственного Педагогического университета; Л.Ф.Писарькова – член Диссертационного совета Орловского гос. университета; И.В.Поткина – член Ученого совета Историко-Архивного института РГГУ, Научного совета РАН по проблемам российской и мировой экономической истории, редколлегии ежегодника «Экономическая история. Ежегодник 2008»; И.М.Пушкарева – член научного Общества по изучению русской усадьбы, Ученого совета научно-культурного комплекса «Горки Ленинские», редколлегии журнала «Научные ведомости» БГУ; М.Г.Вандалковская - член Ученого Совета по защите диссертаций РГГУ, Ю.Н.Емельянов - член диссертационного совета кафедры истории Российского государства ФГУ МГУ, Р.А.Киреева - член Ученого Совета исторического факультета МГПУ; С.В.Тютюкин - член экспертного совета ВАК РФ по отечественной истории, Ученого совета Музея современной истории; Н.В.Черникова - член аттестационной комиссии на гос.экзаменах на факультете церковной живописи Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова; Н.Н.Аурова - учёный секретарь Экспертной комиссии РАН по анализу и оценке научного содержания государственных образовательных стандартов и учебной литературы для высшей и средней школы; А.В.Голубев - заместитель главного редактора журнала «Российская история»; В.Д.Есаков - член диссертационного совета Института истории естествознания и техники РАН, член Комиссии по сохранению и разработке научного наследия академика Н.И.Вавилова Отделения общей биологии РАН, член редколлегии серий «Научное наследство» и «Ученые России» РАН, член редколлегии журнала «Вопросы истории естествознания и техники»; А.Е.Иванов – заместитель председателя диссертационного совета Орловского университета, член редколлегии журнала «Российская история»; Б.С.Илизаров - член редколлегии методической газеты для учителей средней школы «Историк», председатель правления «Народного архива»; Т.Ю.Красовицкая - член редколлегии журнала «Новый исторический вестник» (РГГУ). Экспертами РГНФ являются А.П.Корелин, Л.Ф.Писарькова, В.Д.Есаков, Н.М.Рогожин и др. В.Д.Есаков также является член Экспертного совета РФФИ.
Сотрудники ИРИ РАН участвовали в совместных проектах, проводимых различными учреждениями, а также были задействованы в учебном процессе: Н.В.Черникова читала курс лекций и вела семинар по истории имперской России в Российском Православном Институте ап. Иоанна Богослова; В.М.Лавров преподавал курс отечественной истории в Национальном институте бизнеса; Е.В.Белякова провела лекционный курс «История Русской Церкви» (истфак МГУ) и разработала Требования к экзамену в аспирантуру по специальности «История Церкви»; Б.М.Клосс читал лекции и руководил аспиранткой в Государственной академии славянской культуры; А.П.Корелин прочитал спецкурс «Реформы и проблемы модернизации России. Х1Х – начало ХХ вв.» на историческом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова; И.В.Поткина подготовила курсы лекций «Экономическая история России», «Документирование экономической деятельности», «История банковского дела в России» для факультета научно-технических, экономических документов и архивов ИАИ РГГУ, являлась членом жюри всероссийского исследовательского конкурса «Россия предпринимательская глазами детей» и организатором Музейно-выставочного центра «История отечественного предпринимательства»; Т.Ю.Красовицкая читала лекционные курсы, руководила дипломными работами, работой аспирантов и соискателей, принимала участие в подготовке учебно-методических комплексов в РГГУ; Б.С.Илизаров читал курс лекций по историософии, руководил дипломными работами в ГУГН АН РФ; М.Г.Вандалковская и Л.А.Сидорова консультировали преподавателей Омского ГУ; Р.А.Киреева консультировала музейных работников из Калуги, Козельска и Пензы; Г.А.Санин прочитал лекционный курс «История Отечества» в Институте Международного права и экономики им. А.С. Грибоедова; М.Ю. Анисимов прочитал курсы по истории Отечества и политологии во Фрязинском филиале (при ГНПП «Исток») Московского института радиоэлектроники и автоматизации; Г.М.Иванова участвовала в жюри 7-го межрегионального конкурса учителей: «Урок по теме: “История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР”». (Организатор – Музей и общественный центр им. А. Сахарова). Кроме того, совмещают научно-исследовательскую работу с преподаванием в высших и средних учебных заведениях, разрабатывают лекционные и учебно-методические курсы следующие сотрудники института: А.И.Аксенов, А.В.Белов, А.Г.Гуськов, А.В.Демкин, Э.Г.Истомина, В.Б.Жиромская, Д.В.Лисейцев, Ю.А.Поляков, Н.М.Рогожин, А.В.Семенова, О.И.Хоруженко и др.
3) Институт российской истории в 2009 г. совместно с Учебно-научным центром «Актуальные проблемы исторической науки и образования им. А.Г.Кузьмина» Московского педагогического государственного университета в рамках выполнения договора проводили работу по следующим направлениям:
В области выполнения совместных научно-исследовательских проектов в рамках отраслевой научно-методической программы Федерального агентства по образованию «Развитие научного потенциала высшей школы» ведущими учеными ИРИ РАН и МПГУ осуществлялись совместные исследования по проблемам истории российской государственности и эволюции институтов государственного управления России.
В области организации совместных научных мероприятий на базе МПГУ были организованы и проведены всероссийские Научные чтения, посвященные столетию со дня рождения профессора Д.С. Бабурина (10-11 сентября 2009 г.), в которых от ИРИ РАН приняли участие чл.-корр. РАН А.Н.Сахаров, Н.М.Рогожин, О.М.Вербицкая. В рамках Чтений сотрудниками ИРИ РАН и МПГУ был организован круглый стол, посвященный проблемам освещения российской истории в вузовских и школьных учебниках, содержания среднего общего и высшего профессионального исторического образования, в ходе которого была устроена презентация учебников и учебных пособий, подготовленных авторскими коллективами ИРИ РАН и МПГУ.
В области подготовки научно-педагогических кадров: Н.М.Рогожин на историческом факультете МПГУ читал курс лекций по истории России с древнейших времен до начала XVIII века, а также является зам. председателя диссертационного совета Д. 212.154.09 Исторического факультета МПГУ, работает с двумя аспирантами дневного обучения и тремя соискателями.
Содействие ведущих учёных ИРИ РАН в реализации программы «Развитие научного потенциала высшей школы РФ» оказало несомненное влияние на качество подготовки молодых специалистов, повысило научный и научно – методический уровень учебного процесса, благодаря внедрению в него современных технологий обучения, новых комплексов учебников и учебных пособий на основе интеграции высшего образования и фундаментальной науки.
4) Одним из важнейший направлений деятельности ИРИ РАН по реализации научных разработок на практике является подготовка и издание учебников, учебных пособий и методических разработок, словарей, основанных на последних достижениях академической науки.
В 2009 г. массовыми тиражами был переизданы учебники для вузов и средней школы: 1) История России с древнейших времен до наших дней (под ред. А.Н.Сахарова; авторы: А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; 2) Шестаков В.А. История России XX - начала XXI века. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. член-корр. РАН А.Н.Сахарова; 3) Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI века: Учеб. для 6 класса общеобразовательных учреждений (Просвещение); 4) Сахаров А.Н. История России. XVII–XVIII века: Учеб. для 7 класса общеобразовательных учреждений (Просвещение); 5) Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XIX век. Учеб. для 8 класса общеобразовательных учреждений (Русское слово); 6) История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Часть 1 (Русское слово).
В.М.Лавров, В.А.Шестаков, В.В.Лобанов и И.В.Лобанова приняли участие в подготовке учебника «История России. ХХ век» (в 2-х тт., под ред. А.Б.Зубова). Издание подготовлено в соответствии с современными требованиями школьной программы и содержат подробное описание событий истории России в XX веке.
В учебном пособии «История России XIX-XX вв.: Актуальные проблемы», подготовленном В.Б.Жиромской (совместно с С.Д. Морозовым) выделяются наиболее актуальные темы в истории России XIX-XX вв., отмечаются дискуссионные вопросы, приводится перечень основных понятий, разработаны упражнения и аттестационные задания.
А.В. Белов подготовил комплекс учебно-методических материалов по разнообразным проблемам отечественной истории XVI-XIX вв.: «История Московского края», «Историческое краеведение», «История России XIX века», «История России XVI-XVIII вв.», «Музееведение» (последние три в соавт. с О.В.Розиной, Я.Р.Бибирцевой и др.). В данных пособиях (ок. 20 п.л.) особое внимание уделялось учебно-методическим разработкам по истории Московского края, историческому краеведению, а также музееведению.
Кроме того, Т.М.Смирнова (соавт.) участвовала в издании учебного пособия «Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века» (под ред. В.В.Керова), Т.Ю.Красовицкая подготовила учебно-методическую программу «История отечественной культуры XX века»., а В.В.Тихонов составил для Университета РАО учебно-методические комплексы «Историческая антропология», «Историческое краеведение и туризм», «Историография. История исторической науки» (последний в соавт. с В.И.Дурновцевым).