1) Об основных результатах работы по сотрудничеству с ВУЗами по привлечению талантливой молодежи к научной работе в системе РАН за 2006 год (по Программе Президиума РАН «Поддержка молодых ученых» и «Поддержка научных школ»»).
Целевая программа Президиума РАН «Поддержка молодых ученых» и «Поддержка научных школ» осуществляется в ИРИ РАН на протяжении последних трех лет. Ее целью является создание инновационных систем в области взаимодействия и интеграции академической науки и высшей школы. На протяжении трех лет были установлены постоянные научные контакты с целым рядом государственных региональных научных и образовательным центров: Нижегородским госуниверситетом; Нижегородским государственным архитектурно-строительным университетом; Институтом гуманитарных исследований АН Республика Саха; Российским государственным университетом им. И.Канта (г.Калининград); Самарским государственным педагогическим университетом; Удмуртским институтом истории, языка и литературы; Институтом истории им. Ш.Марджани; Институтом истории и археологии УрО РАН; Глазовским государственным педагогическим институтом; Саранским Институтом гуманитарных исследований при Президенте Республики Мордовия; Коломенским педагогическим университетом, Волгоградским госуниверситетом, Воронежским госуниверситетом, Орловским госуниверситетом, а также Институтом политических и этнонациональных исследований НАН Украины. На проводимые в рамках программы мероприятия были приглашены также молодые ученые ряда крупных московских вузов: МПГУ, РГГУ и других.
Как и в предыдущие годы, главным мероприятием в рамках программы стала Школа повышения квалификации для молодых ученых, которая состоялась в ИРИ РАН в октябре 2006 года. В ней приняли участие 20 иногородних молодых ученых, а также аспиранты московских вузов. Отдельно была приглашена группа молодых научных сотрудников из Государственного научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (8 человек). Занятия проводились в Институте российской истории РАН. С лекциями и докладами на тему «Новые подходы в изучении истории России» выступили руководители научных центров ИРИ РАН – известные российские историки – член-корр. РАН А.Н. Сахаров, д.и.н. А.К. Соколов, д.ф.н. А.Н. Медушевский, к.и.н. А.В. Голубев, д.и.н. В.Б. Жиромская, д.и.н. В.В. Трепавлов, д.и.н. И.В. Быстрова, д.и.н. А.П. Корелин, д.и.н. И.В. Поткина, д.и.н. Н.М. Рогожин, д.и.н. М.Е. Бычкова, д.и.н. А.В. Игнатьев, д.и.н. Н.А. Соболева, д.и.н. Е.Ю. Зубкова, д.и.н. В.В. Фомин к.и.н. Т.С. Бушуева.
Основной акцент при организации Школы был сделан на научные занятия, на то, чтобы в максимально короткие сроки слушателями был получен как можно больший объем научной информации по актуальным проблемам российской исторической науки.
В рамках программы руководители научных центров и ведущие специалисты ИРИ РАН провели научные консультации для молодых ученых, оказывали помощь в подготовке кандидатских и докторских диссертаций, на безвозмездной основе была предоставлена научная литература по истории России, изданная институтом в последние годы. Молодые ученые смогли поработать в библиотеке и архиве ИРИ РАН, библиотеках и архивах Москвы, ознакомиться с работой научных центров ИРИ РАН.
Еще одним мероприятием в рамках Программы стал конкурс для молодых ученых в возрасте до 35 лет на лучшую научную работу по теме «Становление гражданского общества в России». Конкурс состоялся в 2005–2006 гг., его итоги были подведены в торжественной обстановке во время научной конференции, организованной ИРИ РАН по случаю Дня народного единства – 4 ноября, которая проходила в Москве в Президент-отеле 23 октября 2006 года. Денежные премии Института российской истории РАН в размере 30000 рублей – I премия, 25000 рублей – II и III премии были вручены трем молодым ученым, среди которых один представитель ИРИ РАН – с.н.с., к.и.н. Д.В.Лисейцев; вторая премия была присуждена ассистенту кафедры истории России нижегородского госуниверситета А.В.Морохину; третья премия вручена доценту кафедры истории России Южно-Уральского госуниверситета П.А.Орлову (Челябинск). Церемония вручения премий была показана в программе «Вести» (РТ, 2 канал) 23 октября 2006 года.
Координатором целевой программы Президиума РАН «Поддержка молодых ученых» в 2004-2006 гг. являлась зам. директора ИРИ РАН Л.П.Колодникова.
2) Институт российской истории РАН в 2006 гг. принимал деятельное участие в ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 гг.). В рамках этой программы сотрудники ИРИ РАН участвовали в проекте «Развитие системы поддержки талантливой молодежи на основе интеграции науки и образования» на базе Учебно-научного центра высшего педагогического образования МПГУ. Основная цель проекта — развитие модели университетских научно-образовательных структур на основе программ и методов, объединяющих фундаментальные научные исследования и учебный процесс в системе педагогического образования. Координатор от ИРИ РАН д.и.н., проф. Н.М.Рогожин.
В 2006 г. по данным направлениям удалось достичь следующих результатов:
Ведущими специалистами ИРИ РАН и МПГУ совместно осуществлены подготовка и издание сборников научных статей, учебников и учебных пособий, отражающих новейшие достижения фундаментальной науке в области истории всеобщей истории и истории России.
По итогам прохождения архивной практики студентами МПГУ было защищено 20 курсовых и 5 дипломных работ.
Для организации стажировки преподавателей МПГУ на базе ИРИ РАН разработана программа стажировки (уровень - послевузовское образование).
В 2006 г. студенты, аспиранты и преподаватели МПГУ принимали участие в конференции проводимой на базе ИРИ РАН (организован Отделом по международным научным связям Института; руководитель — к.и.н. Л.П.Колодникова): «Мирное устроение как политическая система. От Рима к третьему Риму». Конференция вызвала большой интерес у отечественных и зарубежных специалистов и стала заметным вкладом в развитие современной исторической науки. По итогам конференции на заседании студенческих групп под руководством ведущих доцентов исторического факультета МПГУ В.В. Маландина и Г.А.Артамонова были обсуждены ее итоги и определены темы для самостоятельной научно-исследовательской работы студентов по проблемам поставленных в рамках конференции
В рамках целевой программы ведущие научные сотрудники ИРИ РАН участвовали в подготовке кандидатских и докторских диссертаций, рецензировали новые учёбные программы, разрабатывали оригинальные модели учебников и учебных пособий, которые отвечают требованиям интеграции учебного процесса и современной исторической науки.