31 августа 2011 г. на 84 году жизни скончался Ярослав Николаевич Щапов, член-корреспондент Российской академии наук, выдающийся историк и организатор науки.
Отпевание состоялось в Елоховском соборе в субботу 3 сентября 2011 г. в 10 часов, затем прошла гражданская панихида в здании Президиума РАН (Ленинский проспект, 32)
Патриаршее соболезнование в связи с кончиной члена-корреспондента РАН Я.Н. Щапова
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной члена-корреспондента Российской академии наук, археографа и историка, одного из создателей «Православной энциклопедии» Ярослава Николаевича Щапова.
Оригинал: http://www.patriarchia.ru/db/text/1611989.html
ЩАПОВ ЯРОСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ
Родился 6 мая 1928 г.
Скончался 31 августа 2011 г.
ДОЛЖНОСТЬ:
Советник Российской академии наук
УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ И ЗВАНИЕ:
Доктор исторических наук (1975 г.), член-корреспондент РАН (1987 г.), профессор (1992 г.)
ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИЙ:
- Кандидатская: «Церковь как феодальная организация в Древней Руси» (1964 г.)
- Докторская: «Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII в.»
ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ:
История Древней Руси, Русской церкви, византийских и межславянских связей, археография и источниковедение; история восточнославянской рукописной книги; с 1990-ых г. - история русской усадебной культуры, предпринимательства и меценатства.
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ:
Автор около 400 научных работ, в том числе 10 монографий.
НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- Член Ученого совета ИРИ РАН.
- Член редколлегий «Православной энциклопедии», «Византийского временника», «Православного Палестинского сборника», «Подольского альманаха».
- 1998-2008 гг. - директор Муниципального музея истории усадьбы Щапово (Подольский район Московской обл.).
- 1970-1987 гг. - председатель исторической секции Московского отделения ВООПИК.
- 1988-2001 гг. - председатель Научного совета РАН «Роль религий в истории».
- 1990-1996 гг. - председатель Российского общества историков-архивистов.
- 1991-2004 гг. - председатель Комиссии историков России и Польши.
- 2003-2006 гг. - председатель Императорского Православного Палестинского общества.
НАГРАДЫ И ПРЕМИИ:
- Государственные награды: орден Дружбы Народов, орден Почета.
- Церковные награды: орден св. Сергия Радонежского, орден св. Даниила Московского, орден Макария митрополита Московского; орден Русской Императорской династии св. Анны 2 ст.
- Академическая премия Б.Д.Грекова; премия Национального фонда возрождения русской усадьбы «Культурное наследие»; премия памяти митрополита Макария (Булгакова).
- Почетный член ИППО.
- Почетный гражданин Подольского района Московской обл.
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:
- Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. (в соавт.)
- Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. XI-XIV вв. М., 1972.
- Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XIII вв. М., 1978.
- Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики. М., 1976. (каталог)
- Государство и Церковь Древней Руси XI–XIII вв. М., 1989 (амер. изд. - State and Church in Early Russia 10th-13th Cеnturies. New Rochelle-Athens-Moscow. 1993.
- Древнерусские письменные источники XI-XIII вв. М., 1991. (каталог в соавт.)
- Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. М., 1976.
- Мазуринская кормчая. Памятник межславянских культурных связей XIV – XVI вв. Исследование. Тексты. М., 2002 (в соавторстве).
- Письменные памятники истории Древней Руси XI-XIII вв. Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания. Аннотированный каталог-справочник. СПб., 2003.
- Щаповская сельскохозяйственная школа – перекличка столетий. К 100-летию ее основания. Подольск, 2003.
- Очерки русской истории, источниковедения, археографии. Сб. ст. М., 2004.
- Справочный инструментарий историка России. М., 2007.
- Ростовские старинные кружевные сколки из собрания Щаповых. «Ростовский кремль». Ростов, 2009 (в соавт.).
Постскриптум к последней книге Я.Н.Щапова
"Византийская «Эклога законов» в русской письменной традиции" —
СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2011. — 240 с.
Автор книги, Ярослав Николаевич Щапов (6 мая 1928 - 31 августа 2011), — выдающийся российский ученый и общественный деятель, член-корреспондент РАН, почетный член и член Совета Императорского Православного Палестинского Общества.
Историк, археограф, источниковед, всю жизнь он посвятил истории Руси, русской духовности и культуры: неустанно занимался описанием и исследованием славянской и древнерусской книжности, участвовал в археографических экспедициях по выявлению и спасению древних рукописных памятников, изучал и вводил их в научный оборот. После долгого разрыва традиции им практически заново создано целое направление в отечественной исторической науке—история Русской Православной Церкви и русского церковного права. Результат напряженной, более чем полувековой научной деятельности,—более 300публикаций, в том числе, несколько серьезнейших монографий, составивших событие в литературе вопроса, завершение фундаментального труда В. Н. Бенешевича по изданию Древнеславянской Кормчей, подготовка с коллективом сотрудников к изданию другого выдающегося памятника славянского средневекового права — Мазуринской Кормчей XIV в.
Подлинный научный подвигЯрослава Николаевича состоит в том, что он сосредоточил свой научный интерес и посвятил лучшие годы жизни исследованию даже не просто церковной истории,но истории канонического права— того главного, что можно было бы назвать становым хребтом церковного сознания. Вопреки требованиям времени, не желавшего видеть в Кормчих какого-либо иного содержания, кроме узко понимаемого феодального классового законотворчества, Ярославу Николаевичу удалось переломить ситуацию, вернуть исследование православных канонических сборников в традиционное поле христианского правового и нравственного жизнеустроения, разглядеть в них величественное на- “следие Рима и Царьграда. И занимался он этим в самое, казалось бы, не подходящее для того время.
.. Аможет быть, наоборот, в самое подходящее — за несколько десятилетий перед тем, как Русская Церковь освободится от “вавилонского пленения” атеистической диктатуры, преодолеет в себе пережитки и фобии “катакомбного” сознания, вступит в свободный диалог с исторически отторгнутой Русской Зарубежной Церковью, с иными конфессиями, с новой российской государственностью. Неудивительно, что работы Ярослава Николаевича оказались востребованными уже в самый ранний период новых церковно-государственных отношений, а их автор выступил первопроходцем также и в наведении “мостов”, организации новых форм сотрудничества науки светской и церковной.
Изучение канонического наследия Церкви, как, впрочем, и других церковно-исторических дисциплин,—по существу предмета требуют не просто высокого профессионализма, но традиционализма — в смысле принадлежности и сознательного следования Традиции. Начинается традиция —с семьи, дома, рождения, с редкостной энергии двойного, по древнерусскому обычаю, имени: “мирьскы Ярослав, а в крещении Георгий”. Так звали Ярослава Мудрого—создателя “Русской Правды” и русского права, и именно истории русского права будет отданоЯ. Н. Щаповым так много труда и таланта.
Имя определило судьбу: быть человеком и ученым цельным и здравым, ярым и плодовитым, прямым и правильным, т. е. с серьезной, традиционалистской, с годами углубляющейся тенденцией вправо—в право Православной Церкви, восходящее, в конечном счете, к праву Божественному: лишь Творца и Промыслителя мира называем мы: “Боже правый”.
Было и еще одно “профессиональное” предуказание, которого, конечно, никто тогда не смог бы заметить. В год (и почти в месяц) явления на свет будущего историка великий русский канонист В. Н. Бенешевич заканчивал работу над первым выпуском второго тома своей “Древнеславянской Кормчей”. Его предисловие к законченному, но так и не вышедшему тогда выпуску датировано июнем 1928 г. Завершить издание книги, начатое в 1906 г., довелось (в 1987г.)Я.Н. Щапову—замечательный знак и редкий образчик подлинного научного и духовного преемства.
Не знаменательно ли, что в день его кончины в церкви читались по Уставу слова Апостола: “вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом” (2 Кор.6,11)? Русская история (не только история Русской Церкви) есть история народа Божия.Ярослав Николаевич был одним из очень немногих современников, кто более других приблизился к видению мира в духе этой, священнойистории народа.
...У книг своя судьба. Более четверти века прошло с тех пор, как Я. Н. Щапов, по предложению немецкого византиниста J1. Бургмана, приступил к работе над совместным проектом комментированного научного издания греческого текста памятника и его славянского перевода. В1988 г. “Эклога законов в русской письменной традиции” была утверждена к печати. Но сложилось так, что германский коллега не написал своей части совместной монографии. Ярослав Николаевич ждал много лет и лишь год назад решил опубликовать свой, давно оконченный, труд в качестве отдельной книги. “1983-2011 гг.” — так обозначил он время работы над “Эклогой”, заканчивая Введение. До последних дней продолжал и в больнице заниматься корректурой и лишь нескольких недель не дожил до выхода издания в свет.
Не только церковно-исторические и историко-канонические труды Я. Н. Щапова, но и весь его нравственный облик, многолетнее бескорыстное научное служение, интеллигентность и человечность еще при жизни стали для нас, его коллег, друзей и сотрудников, “живым каноном” и “мерилом праведным”. С его уходом меньше стало в мире Русского Ученого, меньше достоинства и благородства, меньше Русского Православного Человека...