Памяти Ярослава Николаевича Щапова

31 августа 2011 г. на 84 году жизни скончался Ярослав Николаевич Щапов, член-корреспондент Российской академии наук, выдающийся историк и организатор науки.

Отпевание состоялось в Елоховском соборе в субботу 3 сентября 2011 г. в 10 часов, затем прошла гражданская панихида в здании Президиума РАН (Ленинский проспект, 32)


Патриаршее соболезнование в связи с кончиной члена-корреспондента РАН Я.Н. Щапова

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной члена-корреспондента Российской академии наук, археографа и историка, одного из создателей «Православной энциклопедии» Ярослава Николаевича Щапова.

фото-копия

Оригинал: http://www.patriarchia.ru/db/text/1611989.html

 

ЩАПОВ ЯРОСЛАВ НИКОЛАЕВИЧschapov1

Родился 6 мая 1928 г.
Скончался 31 августа 2011 г.

ДОЛЖНОСТЬ:
Советник Российской академии наук

УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ И ЗВАНИЕ:
Доктор исторических наук (1975 г.), член-корреспондент РАН (1987 г.), профессор (1992 г.)

ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИЙ:

  • Кандидатская: «Церковь как феодальная организация в Древней Руси» (1964 г.)
  • Докторская: «Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII в.»

ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ:
       История Древней Руси, Русской церкви, византийских и межславянских связей, археография и источниковедение; история восточнославянской рукописной книги; с 1990-ых г. - история русской усадебной культуры, предпринимательства и меценатства.

НАУЧНЫЕ ТРУДЫ:
       Автор около 400 научных работ, в том числе 10 монографий.

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  • Член Ученого совета ИРИ РАН.
  • Член редколлегий «Православной энциклопедии», «Византийского временника», «Православного Палестинского сборника», «Подольского альманаха».
  • 1998-2008 гг. - директор Муниципального музея истории усадьбы Щапово (Подольский район Московской обл.).
  • 1970-1987 гг. - председатель исторической секции Московского отделения ВООПИК.
  • 1988-2001 гг. - председатель Научного совета РАН «Роль религий в истории».
  • 1990-1996 гг. - председатель Российского общества историков-архивистов.
  • 1991-2004 гг. - председатель Комиссии историков России и Польши.
  • 2003-2006 гг. - председатель Императорского Православного Палестинского общества.

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ:

  • Государственные награды: орден Дружбы Народов, орден Почета.
  • Церковные награды: орден св. Сергия Радонежского, орден св. Даниила Московского, орден Макария митрополита Московского; орден Русской Императорской династии св. Анны 2 ст.
  • Академическая премия Б.Д.Грекова; премия Национального фонда возрождения русской усадьбы «Культурное наследие»; премия памяти митрополита Макария (Булгакова).
  • Почетный член ИППО.
  • Почетный гражданин Подольского района Московской обл.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

  • Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. (в соавт.)
  • Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. XI-XIV вв. М., 1972.
  • Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XIII вв. М., 1978.
  • Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики. М., 1976. (каталог)
  • Государство и Церковь Древней Руси XI–XIII вв. М., 1989 (амер. изд. - State and Church in Early Russia 10th-13th Cеnturies. New Rochelle-Athens-Moscow. 1993.
  • Древнерусские письменные источники XI-XIII вв. М., 1991. (каталог в соавт.)
  • Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. М., 1976.
  • Мазуринская кормчая. Памятник межславянских культурных связей XIV – XVI вв. Исследование. Тексты. М., 2002 (в соавторстве).
  • Письменные памятники истории Древней Руси XI-XIII вв. Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания. Аннотированный каталог-справочник. СПб., 2003.
  • Щаповская сельскохозяйственная школа – перекличка столетий. К 100-летию ее основания. Подольск, 2003.
  • Очерки русской истории, источниковедения, археографии. Сб. ст. М., 2004.
  • Справочный инструментарий историка России. М., 2007.
  • Ростовские старинные кружевные сколки из собрания Щаповых. «Ростовский кремль». Ростов, 2009 (в соавт.).

Постскриптум к последней книге Я.Н.Щапова

"Византийская «Эклога законов» в русской письменной традиции" —
СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2011. — 240 с.

ekloga

Автор книги, Ярослав Николаевич Щапов (6 мая 1928 - 31 августа 2011), — выдающийся российский ученый и общественный деятель, член-корреспондент РАН, почетный член и член Совета Императорского Православного Палестинского Общества.

Историк, археограф, источниковед, всю жизнь он посвятил истории Руси, русской духовности и культуры: неустанно занимался описанием и исследованием славянской и древнерусской книжности, участвовал в археографических экспедициях по выявлению и спасению древних руко­писных памятников, изучал и вводил их в научный оборот. После долго­го разрыва традиции им практически заново создано целое направление в отечественной исторической науке—история Русской Православной Церкви и русского церковного права. Результат напряженной, более чем полувековой научной деятельности,—более 300публикаций, в том числе, несколько серьезнейших монографий, составивших событие в литературе вопроса, завершение фундаментального труда В. Н. Бенешевича по изда­нию Древнеславянской Кормчей, подготовка с коллективом сотрудников к изданию другого выдающегося памятника славянского средневекового права — Мазуринской Кормчей XIV в.

Подлинный научный подвигЯрослава Николаевича состоит в том, что он сосредоточил свой научный интерес и посвятил лучшие годы жизни исследованию даже не просто церковной истории,но истории канони­ческого права— того главного, что можно было бы назвать становым хребтом церковного сознания. Вопреки требованиям времени, не желав­шего видеть в Кормчих какого-либо иного содержания, кроме узко пони­маемого феодального классового законотворчества, Ярославу Николае­вичу удалось переломить ситуацию, вернуть исследование православных канонических сборников в традиционное поле христианского правового и нравственного жизнеустроения, разглядеть в них величественное на- “следие Рима и Царьграда. И занимался он этим в самое, казалось бы, не подходящее для того время.

.. Аможет быть, наоборот, в самое подходящее — за несколько деся­тилетий перед тем, как Русская Церковь освободится от “вавилонского пленения” атеистической диктатуры, преодолеет в себе пережитки и фо­бии “катакомбного” сознания, вступит в свободный диалог с исторически отторгнутой Русской Зарубежной Церковью, с иными конфессиями, с новой российской государственностью. Неудивительно, что работы Яро­слава Николаевича оказались востребованными уже в самый ранний пе­риод новых церковно-государственных отношений, а их автор выступил первопроходцем также и в наведении “мостов”, организации новых форм сотрудничества науки светской и церковной.

Изучение канонического наследия Церкви, как, впрочем, и других церковно-исторических дисциплин,—по существу предмета требуют не просто высокого профессионализма, но традиционализма — в смысле принадлежности и сознательного следования Традиции. Начинается тра­диция —с семьи, дома, рождения, с редкостной энергии двойного, по древ­нерусскому обычаю, имени: “мирьскы Ярослав, а в крещении Георгий”. Так звали Ярослава Мудрого—создателя “Русской Правды” и русского права, и именно истории русского права будет отданоЯ. Н. Щаповым так много труда и таланта.

Имя определило судьбу: быть человеком и ученым цельным и здравым, ярым и плодовитым, прямым и правильным, т. е. с серьезной, традицио­налистской, с годами углубляющейся тенденцией вправо—в право Право­славной Церкви, восходящее, в конечном счете, к праву Божественному: лишь Творца и Промыслителя мира называем мы: “Боже правый”.

Было и еще одно “профессиональное” предуказание, которого, конеч­но, никто тогда не смог бы заметить. В год (и почти в месяц) явления на свет будущего историка великий русский канонист В. Н. Бенешевич за­канчивал работу над первым выпуском второго тома своей “Древнеславян­ской Кормчей”. Его предисловие к законченному, но так и не вышедшему тогда выпуску датировано июнем 1928 г. Завершить издание книги, нача­тое в 1906 г., довелось (в 1987г.)Я.Н. Щапову—замечательный знак и редкий образчик подлинного научного и духовного преемства.

Не знаменательно ли, что в день его кончины в церкви читались по Уставу слова Апостола: “вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом” (2 Кор.6,11)? Русская история (не только история Русской Церкви) есть история народа Божия.Ярослав Николаевич был одним из очень не­многих современников, кто более других приблизился к видению мира в духе этой, священнойистории народа.

...У книг своя судьба. Более четверти века прошло с тех пор, как Я. Н. Щапов, по предложению немецкого византиниста J1. Бургмана, приступил к работе над совместным проектом комментированного науч­ного издания греческого текста памятника и его славянского перевода. В1988 г. “Эклога законов в русской письменной традиции” была утверж­дена к печати. Но сложилось так, что германский коллега не написал своей части совместной монографии. Ярослав Николаевич ждал много лет и лишь год назад решил опубликовать свой, давно оконченный, труд в ка­честве отдельной книги. “1983-2011 гг.” — так обозначил он время работы над “Эклогой”, заканчивая Введение. До последних дней продол­жал и в больнице заниматься корректурой и лишь нескольких недель не дожил до выхода издания в свет.

Не только церковно-исторические и историко-канонические труды Я. Н. Щапова, но и весь его нравственный облик, многолетнее бескорыст­ное научное служение, интеллигентность и человечность еще при жизни стали для нас, его коллег, друзей и сотрудников, “живым каноном” и “ме­рилом праведным”. С его уходом меньше стало в мире Русского Ученого, меньше достоинства и благородства, меньше Русского Православного Человека...