Обращение Отделения историко-филологических наук РАН и руководства ИРИ РАН к сотрудникам ИРИ РАН

Руководство Института российской истории РАН и Отделения историко-филологических наук призывают сотрудников Института и всех коллег, небезразличных к судьбе отечественной науки, поставить свою подпись под этим обращением и поддержать содержащиеся в нем базовые принципы реформы РАН.

Расширенное собрание Отделения физических наук РАН, состоявшееся 17 июля 2013 года, выступило инициатором этого обращения к научному сообществу по результатам обсуждения законопроекта «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В основе обращения - базовые принципы реформирования РАН. 

Подписать обращение можно на форуме, перейдя по ссылке: "Сбор подписей под обращением ОФН РАН к научному сообществу". Обращение имеется на портале РАН, нужно зайти на форум, зарегистрироваться под определенным логином (не обращая внимания на предостерегающую надпись) и подписаться.

 

Базовые принципы, на которых должен основываться законопроект  «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

1. Законопроект не может и не должен содержать формулировки  «ликвидация РАН»,  «РАН создается» и «учрежденной настоящим ФЗ». Юридически противоречивые трактовки этих определений позволяют использовать  законопроект не в интересах научного сообщества, а для разрушения научного потенциала институтов РАН.

2. В тексте законопроекта должна быть зафиксирована основная  функция Академии -  проведение научных исследований и получение новых фундаментальных  знаний.

3. Компетенция создаваемого Агентства (федерального органа государственной власти) должна быть строго ограничена вопросами по управлению имуществом. Институты РАН должны, как это определено в статьях 5 и 6 Закона РФ О науке и научно-технической политике, быть подведомственными РАН.

За РАН, подведомственными ей институтами и иными учреждениями должно сохраниться, как это определено статьей 5 Закона о науке, право владения, пользования и распоряжения имуществом, переданным им для осуществления деятельности, определенной учредительными документами.

Пересмотр статей 5 и 6 Закона о науке и научно-технической политике в этой части недопустим.

Сказанное не исключает создание независимой ревизионной комиссии, проверяющей целесообразность расходования бюджетных средств, с возможностью включения в нее членов, не принадлежащих Академии.

 4. РАН и её региональные отделения должны быть получателями и главными распределителями средств федерального бюджета, в том числе средств, предназначенных для финансирования деятельности подведомственных организаций.

5. Необходимо сохранить практику выборов директоров институтов с последующим утверждением Президиумом РАН. Назначение директоров «сверху» может приводить к конфликту директора с научным коллективом института.

6. Недопустимо механическое слияние трех Академий. Каждая  Академия - живой организм со множеством горизонтальных связей. Их механическое соединение приведет к созданию неуклюжего «монстра», не способного принимать какие-либо решения. Целесообразно рассмотреть возможность объединения академий в рамках ассоциации.

7. Необходимо сохранить пункт о  пожизненном членстве в академии, исключающий профессиональную или любую другую форму давления, в том числе, при осуществлении экспертных функций.

8. Нецелесообразно фактическое исключение членов-корреспондентов из числа членов Академии. Традиционный для России институт членов-корреспондентов Академии доказал свою эффективность  в качестве механизма карьерного лифта.