Интеграция с высшей школой. 2012 г.

2012 г.
Информация о взаимодействии академической науки с отраслевой и вузовской наукой; об интеграции РАН с высшими образовательными учреждениями.

1. В рамках программы Президиума РАН «Поддержка молодых ученых» в 2012 году была оказана поддержка в проведении II Всероссийской научно-практической школы-конференции молодых ученых «История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды» и в привлечении двух молодых ученых (на дополнительные ставки) к работе в Институте российской истории РАН .

1) 9-24 октября 2012 г. в Институте российской истории РАН состоялась II Всероссийская научно-практическая школа-конференция молодых ученых «История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды» (председатель оргкомитета Ю.А.Петров, отв. секретарь – А.Г.Гуськов), проводившаяся при активнейшей поддержке Совета молодых ученых ИРИ РАН (председатель – В.В.Тихонов). С 9 по 23 октября она проходила в онлайн-форме. 24 октября в Институте российской истории РАН были проведены очные «круглые столы» по тематике секций и подведены итоги конференции. В мероприятии принимало участие более 50 студентов, аспирантов, молодых преподавателей и научных сотрудников из 21 учреждения (высших учебных и научно-исследовательских институтов, архивов и др.).

В рамках конференции работало три секции (тексты докладов и материалы обсуждения доступны на специальном сайте школы-конференции - http://www.mkonf.iriran.ru/): 1) «Россия при первых Романовых: государство, общество, культура» (модератор – С.М.Шамин); 2) «Советское межвоенное общество: повседневность и общественные настроения» (модератор – Т.А.Мухаматулин); 3) «Российское сообщество профессиональных историков: состояние и перспективы развития» (модератор – В.В.Тихонов)

Формат школы-конференции предусматривал размещение всех докладов на сайте школы-конференции и обсуждение их в формате комментариев. Комментировать доклады можно было, как зарегистрировавшись на самом сайте, так и авторизовавшись при помощи социальных сетей Файсебук и ВКонтакте. Внимание посетителей в той или иной степени привлекли все доклады. К разным текстам было сделано от 2 до 33 комментариев). Некоторые доклады обсуждались не только непосредственно на сайте, но и в социальных сетях. К примеру, обсуждение разбора плагиаторского текста в сети Файсебук включало 23 комментария и 2 публикации, породившие самостоятельные ветви обсуждения. В них участвовали исследователи из ГУ-ВШЭ, СПб. ГУ и др.

В очный день работы конференции прошли два круглых стола, на которых обсуждались доклады участников с участием приглашенных экспертов. На заседаниях произошел активный обмен мнениями. Участники признали плодотворность работы школы-конференции, ставшей интеллектуальной площадкой для обсуждения новых научных подходов, исследовательских достижений, обмена опытом молодыми учеными, отметили ее инновационный характер. Лучшие доклады участников планируется опубликовать в журналах и периодических изданиях, оказавших информационную поддержку мероприятия: «Древняя Русь. Вопросы медиевистики», «История и историки» и «Российская история».

2) В рамках Программы целевых расходов Президиума РАН «Поддержка молодых ученых» по привлечению молодых ученых к работе в научных организациях РАН в Институте российской истории РАН продолжают работать два молодых историка: к.и.н. О.Е.Ащеулов и к.и.н. А.В.Топычканов.

О.Е.Ащеулов продолжил работу над темой «Гвардейские минометные части Красной Армии в 1941-1943 гг.» в Центре военной истории России ИРИ РАН. Им опубликованы три статьи (Выходила на берег «Катюша»: Реактивное оружие Второй мировой // Популярная механика. 2012. № 5. С. 108–112; Остановившие «тигров» и «пантер»: Артиллеристы Воронежского фронта в оборонительных боях Курской битвы // Военно-исторический архив. 2012. № 7. С. 54–67; Реактивная артиллерия в боях за г. Познань // Военно-исторический журнал. 2012. № 7. С. 31–33) и сделано три доклада на научных конференциях (Межрегиональная научно-практическая конференция «Огненные вёрсты войны», г. Орёл, 20 апреля; Межвузовская научная конференция «Отечественные войны России XIX–XX вв., г. Москва, 27 апреля; Международная научная конференция «К 70-летию Сталинградской битвы» (19 ноября 1942 года), г. Москва, 19 ноября). Кроме того, О.Е.Ащеулов принимал участие в подготовке экспертного заключения о присвоении почетного звания «Город воинской славы» городу Ярославль.

А.В.Топычканов завершил подготовку монографии «Политическое пространство царских загородных резиденций второй половины XVII в.», в которой охарактеризовал процесс превращения загородных резиденций из мест царской охоты и увеселений государева двора в политические центры, где совершаются важные государственные, церковные и дипломатические церемонии, происходит формирование придворного общества. Он опубликовал две статьи (Коломенские челобитчики в 1662 г.: к вопросу о практике подачи и рассмотрения челобитных грамот // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.): К 80-летию члена-корреспондента РАН В.И.Буганова: Сб. ст. / отв. ред. Н.М.Рогожин. М., 2012. С. 232–238; М.В. омоносов о «политике» // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2011. № 6 (вышел в марте 2012 г). С. 3–13) и принял участие в трех конференциях  (Шестые всероссийские краеведческие чтения (К 90-летию С.О. Шмидта), Москва-Можайск, 1–2 июня; Научно-практическая конференция «Церковь Вознесения Господня в Коломенском, 1532–2012 — шедевр мировой архитектуры, памятник ЮНЕСКО. К 480‑летию создания», Москва, 12 сентября; II Всероссийская научно-практическая школа-конференция молодых ученых «История России с древнейших времен до XXI века: проблемы, дискуссии, новые взгляды» Москва, 924 октября). А.В.Топычканов принимал участие в качестве ответственного секретаря в подготовке Международной научной конференции «Российская государственность: опыт 1150-летней истории» (Москва, 4–5 декабря 2012 г.).

2. Сотрудничество Института российской истории в 2012 г. и Учебно-научного центра МПГУ «Актуальные проблемы исторической науки и образования.

В рамках выполнения совместных научно-исследовательских проектов по научно-методической программе Федерального агентства по образованию «Развитие научного потенциала высшей школы» ведущими учеными ИРИ РАН и МПГУ осуществлялись совместные исследования по проблемам истории российской государственности и эволюции институтов государственного управления России.

В настоящее время взаимодействие МПГУ и ИРИ РАН осуществляется по следующим направлениям:

  • Организация, проведение и координация совместных научных исследований по актуальным направлениям исторической науки и образования;
  • Подготовка и переподготовка научно-педагогических кадров (стажировка, аспирантура и докторантура, повышение квалификации);
  • Организация и проведение совместных конференций, симпозиумов;
  • Издательская деятельность (подготовка и издание совместных сборников научных статей, учебников, методической литературы);
  • Организация и проведение Всероссийских олимпиад школьников;
  • Организация и проведение итоговой государственной аттестации.

В области подготовки научно-педагогических кадров:

Н.М. Рогожин на историческом факультете МПГУ читал курс лекций по истории России с древнейших времен до начала XVIII века, а также является зам. председателя диссертационного совета Д 212.154.09 Исторического факультета МПГУ, научный руководитель аспиранта дневного обучения А.Е. Ерешко.

Содействие ведущих учёных ИРИ РАН в реализации программы «Развитие научного потенциала высшей школы РФ» оказало несомненное влияние на качество подготовки молодых специалистов, повысило научный и научно-методический уровень учебного процесса, благодаря внедрению в него современных технологий обучения, новых комплексов учебников и учебных пособий на основе интеграции высшего образования и фундаментальной науки.

3. Сотрудничество с учебными заведениями и профильными организациями:

Институт российской истории РАН сотрудничает с рядом высших учебных заведений и профильных организаций (на основе соглашений о сотрудничестве): 1) Институт гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия); 2) Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет»; 3) Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»; 4) Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»; 5) Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет»; 6) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский  государственный гуманитарный  университет».

Сотрудники ИРИ РАН поддерживают тесные связи с образовательными учреждениями высшего и среднего звена, участвуя непосредственно в преподавательской работе, в проводимых в вузах конференциях, в рецензировании учебников и учебных пособий. Плодотворное сотрудничество налажено с работниками государственных архивов, прежде всего с Российским государственным архивом древних актов (РГАДА), Государственным архивом РФ (ГА РФ) и др., совместно с которыми осуществляется научно-публикаторская деятельность.

Ведущие сотрудники ИРИ РАН (О.Г.Агеева, А.И.Аксёнов, Г.М.Иванова, С.В.Журавлёв, Е.Ю.Зубкова, Б.М.Клосс, В.А.Кучкин, Н.М.Рогожин, А.С.Сенявский, В.Я.Гросул, Л.Ф.Писарькова, И.М.Пушкарева, С.В.Тютюкин и др.) осуществляли руководство стажерами, аспирантам и докторантам разных форм обучения, проводили консультации для отечественных и зарубежных ученых.

Многие научные сотрудники являются членами ученых и диссертационных советов различных учреждений, ведут преподавательскую деятельность. А.В.Юрасов является доцентом кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО(У), входит в состав Научных советов РГАДА и РГАИА. А.А.Горский – профессор кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ (курс «История России с древнейших времен до конца XVIII в.», спецкурс «Начало Руси»). П.С.Стефанович – доцент кафедры истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ (семинар «История России с древнейших времен до конца XVIII в.»). М.К.Юрасов – профессор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (общий курс «Всеобщая история с древнейших времен до наших дней»). Н.М.Рогожин профессор МПГУ, зам. председателя диссертационного совета этого вуза. А. В.Семенова профессор Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета. В.Я.Гросул член диссертационного совета в Институте славяноведения РАН, профессор в Государственной академии славянской культуры, руководил аспирантами из Приднестровского государственного университета. Н.А.Иванова член диссертационного совета Московского областного педагогического университета. И.В.Поткина профессор кафедры научно-технических и экономических документов и архивов, РГГУ (лекционные и семинарские курсы: «Введение в экономическую историю», «История банковского дела», «Документирование экономической деятельности»). И.М.Пушкарева является членом научного Общества по изучению русской усадьбы, Ученого совета научно-культурного комплекса «Горки Ленинские», член редколлегии журнала "Научные ведомости" Белгородского государственного университета (серия «История. Политология. Экономика», с 2007 г.). С.В.Тютюкин – член Ученого совета Музея современной истории в Москве. С.В.Журавлев, М.Ю.Мухин,  Е.С.Сенявская, И.В.Быстрова, В.Б.Жиромская, Э.Г.Истомина, А.И.Куприянов, В.С. Христофоров профессора различных кафедр РГГУ. Н.Е.Бекмаханова – член диссертационного совета Российского университета дружбы народов. А.Е.Локшин читал лекции в ИСАА МГУ (курс по истории советского еврейства), на факультете мировой политики МГУ (курс «Еврейская цивилизация» и лекции об иудаизме в общем курсе «История и вероучения мировых религий»), в Душанбинском филиале МГУ (курс «Внешняя политика России и международные отношения в 1991–2012 гг.»). В.В.Трепавлов руководил работой школы-семинара по истории в рамках Всероссийского молодежного форума «Я – молодой ученый» (Башкирский гос. пед. университет им. М.Акмуллы, Уфа, 18 октября 2012 г.). А.В. Назаренко председатель ГАК Православного Свято-Тихоновского богословского университета. Б.М.Клосс является членом Ученых советов Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и Сергиево-Посадского историко-художественного музея заповедника. Е.Ю.Зубкова является профессором РГГУ (кафедра новейшей истории России). Б.С.Илизаров читает в Государственном академическом университете гуманитарных наук годичный курс лекций «Зарубежная и отечественная философия истории», является членом редколлегии научно-методического журнала для учителей истории "История 1 сентября". С.С.Секиринский являлся профессором Государственного академического университета гуманитарных наук (лекционный курс «История Россия в XIX веке») и Московского государственного областного университета (курсы «Ключевые проблемы современной историографии (послевузовское образование)» и «Художественные образы в школьном преподавании истории»). С.М.Шамин является доцентом кафедры истории и философии Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК). В.В.Тихонов - доцент Московского государственного областного университета (курсы: «Этнология и социальная антропология», «Историография отечественной истории», спецсеминар «Новые направления в исторической науке») и Российского государственного гуманитарного университета (курсы: «Теория и методология истории», «Устная история»; разработана программа «Устная история: методы историко-антропологического исследования»). М.Г.Вандалковская является членом диссертационного совета РГГУ. В.А.Шестаков профессор Московского государственного института музыки им. А.Г.Шнитке. Р.А.Киреева член Ученого совета исторического факультета МГПУ. В.Э.Багдасарян заведующий кафедрой «История и политология» в Российском Государственном Университете туризма и сервиса (РГУТиС). Л.П.Найденова преподает в Государственном академическом ун-те гуманитарных наук.

Кроме того, совмещают научно-исследовательскую работу с преподаванием в высших и средних учебных заведениях, разрабатывают лекционные и учебно-методические курсы сотрудники института: М.Ю. Анисимов, Н.А. Араловец, А.В. Белов, О.В.Будницкий, А.В.Демкин, Д.В.Лисейцев, Г.А.Санин, Д.Б.Павлов, О.И.Хоруженко и др.