Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. Выпуск второй. М.,20021
Материалы данного, второго выпуска воссоздают историю взаимовосприятия России и соседних или взаимодействующих с нею государств и народов как своего рода диалог культур и менталитетов, чреватый то "конфликтом интерпретаций", то политико-идеологическим противостоянием, то непосредственно военным конфликтом.
Подобный подход к осмыслению отечественной истории в контексте мировой через призму противоречащих друг другу ментальностей и идентичностей позволяет вскрыть глубинные смыслы культуры, неочевидные для современников и соотечественников соответствующих событий и явлений, но выражающие своего рода историческое подсознание эпохи. Именно на пересечениях различных дискурсов, на границах культур, в процессе незавершенного диалога по самым принципиальным и заветным вопросам вспыхивают такие значения и оценки исторического процесса, которые не могут быть выявлены исследователем в ином контексте.
Сборник структурирован в соответствии с проблемным принципом и включает в себя следующие разделы: "Россия и Запад: культурные и политические аспекты восприятия"; "Россия: взгляд извне"; "Россия и Европа: взаимопроникновение культур"; "Япония и российское общество".
Хронологические рамки первого раздела охватывают XVII-ХХ вв., время активного взаимодействия России и Запада, что позволяет лучше проследить историческую динамику этого процесса.
В статье А.П.Богданова анализируются политические концепции и публицистические выступления, характерные для России в последнюю четверть XVII века, во времена Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны, впоследствии под влиянием пропетровской апологетики вытесненные из исторического сознания. Автор доказывает, что Россия фактически добилась имперского статуса уже при правлении В.В.Голицына. Однако еще более показателен всеобщий интерес к мировой истории (в которую включалась история отечественная тем или иным образом), попытки обосновать древнее происхождение русской государственности (оправдывавшие имперские притязания русского правительства и его политику в отношении Крыма), обострение споров вокруг православной самобытности и "западного мудрования" (латинского и лютеранского влияния). В статье отражена идейная позиция патриарха Иоакима и яркая публицистика Игнатия Римского-Корсакова.
XVIII век в сборнике представлен статьей Е.В.Жбанковой. Исследуемая в ней петровская эпоха, представленная с весьма экзотической, "танцевальной" стороны, характеризуется как своего рода "хореографическая революция", означавшая приобщение России к европейской культуре бального танца. Автор делает далеко идущий вывод о смене знаковых систем, произошедшей в это время в русской дворянской культуре, а вместе с тем и о смене мировоззрения и самовосприятия русских людей в межкультурном пространстве.
О.Ю.Казакова рассматривает результаты восприятия в России 1850-60-х годов особенностей американского характера. Русские общественные деятели понимали необходимость модернизации России, один из источников которой виделся им в чертах национального характера, ценностях социума, и деловые качества американцев казались в этом смысле показательным примером.
Т.Т.Давыдова анализирует двойственный образ Англии в творчестве Евгения Замятина.
Статья Е.Ю.Сергеева посвящена оценке "угрозы с Запада" российской военной элитой 1900-1914 гг. и его эволюцию в направлении опасности, прежде всего для традиционных социальных (монархия и дворянство) и этно-конфессиональных (православие и славянство) внешнеполитических установок империи, сам процесс модернизации которой в начале ХХ в. предопределил выдвижение на первый план задачи изменение всей парадигмы ее социально-политического устройства, включая состав и функции властной элиты.
Характерно, что все статьи данного раздела, посвященные советскому периоду, также анализируют представления о потенциальной опасности со стороны Запада. Интересный материал о внешнеполитической концепции Сталина в 1920-30-е гг. представила Н.Ю.Кулешова. В.А.Невежин, продолжая эту тему, проанализировал оценку Сталиным Германии как потенциального противника накануне 22 июня 1941 г. В статье А.В.Фатеева вскрываются социокультурные механизмы и мотивы формирования образа врага в советской послевоенной пропаганде и самой атмосфере "холодной войны".
Второй раздел открывает статья Л.Е.Морозовой о взглядах Сигизмунда III на Российское государство. На основании сравнительно мало известной и еще менее изученной переписки короля с разными европейскими адресатами раскрываются тайные намерения Польши в отношении России, принципиально расходящиеся с ее официальными заявлениями. Осуществленный автором анализ проливает новый свет на эпоху Смутного времени в России и показывает, что XVII век отнюдь не является "нижней границей" в рассмотрении истории взаимовосприятия России и мира.
С.М.Шамин подробно анализирует сообщения иностранной прессы о борьбе России и Турции за Украину в 1670-е годы. Автор рассматривает как проблематику, наиболее интересующую западного читателя, так и каналы получения информации о происходящих на Украине военных действиях.
Статья М.В.Губиной во многом развеивает устоявшееся представление о репутации России к концу XVIII - началу XIX века как просвещенной, цивилизованной, европеизированной страны. Оккупация Франции летом и осенью 1815 г. русскими войсками стимулировал формирование образа России как варварской страны, сильно отстающей в своем культурном и цивилизационном развитии от Европы и непосредственно Франции. Однако же этим обстоятельством объяснялось и известное снисхождение французов к завоевателям, их удивление образованностью офицерства и интересом русских к Франции.
В.И.Журавлева в своей статье показывает, как повлияли события первой русской революции на восприятие России в США. По ее мнению, эти события добавили негативных красок в палитру представлений о России, высветив различия политических систем и национальных традиций, закрепили в общественном сознании сложный и противоречивый образ “другого”, который начал складываться еще в конце XIX в. Это был образ отсталой и недостаточно цивилизованной страны, где обычным явлением стали репрессии и погромы, политический террор и анархия, религиозная нетерпимость и повторяющийся голод, где общество было не готово к самоуправлению, а законы не соответствовали современным для того времени правовым нормам. В этот период вырабатывался механизм взаимодействия общественного мнения с органами законодательной и исполнительной власти США в решении внешнеполитических проблем. И, наконец, именно с этого времени идеологический фактор начинает играть существенную роль в российско-американских отношениях.
В статье Г.Б.Куликовой проанализирован феномен восприятия СССР 1930-х годов виднейшими представителями западной интеллектуальной элиты, в частности, причины их позитивного в целом отношения к сталинскому режиму.
Логическим завершением раздела является статья Ю.И.Игрицкого. Автор утверждает, что возникновение Советского Союза с его коммунистическим мессианизмом, идеологическим неприятием буржуазных ценностей, растущей военной мощью и опорой на леворадикальные движения во всем мире, явилось глобальным вызовом Западу. Большевистская идеология, государственный строй и общественная модель изначально предстали как антитеза всем западным институтам, и это обусловило множественность осей и обличий противостояния, семантически выражавшихся в различных антиномиях - “СССР-США”, “социализм (коммунизм) - капитализм”, “Восток-Запад”. Речь шла не о том, каким виделся русский американцу (англичанину, французу и т.д.) и наоборот, а о том, какая система какими средствами одержит победу над другой в глобальном состязании.
Проблеме взаимопроникновения культур посвящен третий раздел. В частности, Н.В.Самошина показывает, какую роль проблема "Россия и Европа" играла в общественном мнении России во второй четверти XIХ в.
В статье С.А.Козлова проанализирован опыт сравнительно-исторического анализа жизненных обликов Москвы и Лондона, сделанного в конце XIX века российским предпринимателем С.Иппо, как двух полюсов Европы, соперничающих между собой за рынки сбыта на Востоке. За сравнением двух городов встает сопоставление национальных менталитетов, двух типов общественной психологии, политического устройства, экономики, техники и т.п. - т.е. в конечном счете двух культур, двух культурных историй.
М.Н.Осьмаков показывает, как "образ заграницы" в виде рекламы товаров широкого потребления проникал в жизнь российского провинциального города на рубеже XIX-XX веков.
Материал Л.У.Звонаревой "Европа и Россия в 1920 году: взгляд из Варшавы" посвящен эмигрантской публицистике Д.Мережковского и З.Гиппиус, прежде всего варшавского периода, во многом подхватывавшей проблематику эссе о "Грядущем Хаме" 1905 г. Автор приводит неизвестные русскому читателю тексты Мережковского, опубликованные в практически недоступной в России газеты Б.Савинкова "Свобода", сравнивая их с "Варшавским дневником" З.Гиппиус.
Проблема взаимодействия культур через государственные и общественные институты и под их контролем раскрывается в статье А.Ю.Сарана, посвященной соответствующим процессам в 1920-30-е гг.
В работе А.В.Голубева "Мировая республика или закрытое общество?" детально рассматривается складывавшаяся модель модернизации советского общества как "закрытого" в информационном, коммуникативном и иных отношениях.
Изучению межнациональных архетипов в связи с представлениями о России как крестьянской стране в 1980-90-е годы посвящена статья А.Ю.Большаковой, рассматривающая изучение феномена "деревенской прозы" на Западе.
В последнем разделе сборника анализируется образ Японии, сложившийся в русской культуре конца XIX – ХХ веков.
В.Э.Молодяков характеризует образ Японии в русском сознании и русской культуре конца XIX как глобальный противоречивый миф, во многом придуманный художниками и мыслителями Серебряного века и оказавшийся влиятельным в общественном сознании и культуре на протяжении всего ХХ века (соединение имиджа "живописной страны" и "желтой опасности").
Сходная по теме статья Л.В.Жуковой показывает, как воспринимала Японию накануне русско-японской войны широкая российская общественность.
Наконец, Е.С.Сенявская в обстоятельной статье рассматривает, как менялся облик "японца-врага" в ходе русско-японских конфликтов ХХ в. (русско-японская война 1904-1905 гг.; интервенция; события на Хасане и Халхин-Голе; вторая мировая война).
В качестве своеобразного послесловия сборник завершает статья культуролога И.Г.Яковенко, анализирующая динамику образа Запада в отечественной культуре 1990-х гг.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Россия и Запад: культурные и политические аспекты восприятия
- Богданов А.П. Россия накануне империи: политические концепции и реальность последней четверти XVII века
- Жбанкова Е.В. Приобщение России к европейской культуре бального танца
- Казакова О.Ю. Американский характер в восприятии русских людей (конец 1850-х – 1860-е гг.)
- Давыдова Т.Т. Образ Англии в творчестве Евгения Замятина
- Сергеев Е.Ю. “Угроза с Запада” в оценках военно-политической элиты Российской Империи (начало ХХ в.)
- Кулешова Н.Ю. И.В.Сталин и "капиталистическое окружение": 1920-1930-е гг.
- Невежин В.А. Оценка Сталиным Германии как потенциального противника накануне 22 июня 1941 г.
- Фатеев А.В. Советский вариант образа врага: 1945–1954 гг
Россия: взгляд извне
- Морозова Л.Е. Два взгляда Сигизмунда III на российское государство
- Шамин С.М. Иностранная пресса о борьбе России и Турции за Украину в 1676–1681 гг. (по материалам курантов)
- Губина М.В. Особенности образа России и русских в сознании французских современников в 1814-1818 гг.
- Журавлева В.И. Революция 1905 г. в России: размышления американцев
- Куликова Г.Б. СССР 1930-х гг. глазами видных представителей Запада
- Игрицкий Ю.И. Восприятие СССР как фактор глобальной политической конфронтации
Россия и Европа: взаимопроникновение культур
- Самошина Н.В. Проблема “Россия и Европа” в русской общественной мысли второй четверти ХIХ в.
- Козлов С.А. Сравнительно-исторический анализ Москвы и Лондона в сочинении российского предпринимателя конца ХIХ в.
- Осьмаков М.Н. "Образы заграницы" в контексте мира вещей (по материалам провинциальной прессы конца XIX – начала XX века)
- Звонарева Л.У. Европа и Россия в 1920 г.: взгляд из Варшавы
- Саран А.Ю. Государственные и общественные институты как каналы взаимодействия культур на рубеже 1920-30-х гг.
- Голубев А.В. "Мировая республика" или "закрытое общество"? (СССР в 1920-30-е гг.)
- Большакова А. Крестьянская Россия в отечественной и западной русистике 1980-90–х гг.: к проблеме межнациональных архетипов
Япония и российское общество
- Молодяков В.Э. Япония в русском сознании и русской культуре конца XIX - начала XX вв.
- Жукова Л.В. Восприятие Японии в России накануне русско-японской войны
- Сенявская Е.С. Япония - противник России в войнах ХХ в.
* * *
- Яковенко И.Г. Вместо послесловия: динамика образа Запада в отечественной культуре 1990-х гг.
1 Рецензии см.: Отечественная история. 2004. № 6; Историографический сборник. Вып.21. Саратов,2004.