Сотрудники ИРИ РАН Е.В. Белякова и Г.Н. Ульянова выступили в Институте Наследия на круглом столе, посвященном научному наследию Я.Н. Щапова

15 декабря 2021 г. в Институте Наследия в онлайн-формате прошёл круглый стол, посвящённый научному наследию известного учёного и общественного деятеля, историка Церкви и церковного права, члена-корреспондента РАН, основателя и руководителя Центра истории религии и Церкви ИРИ РАН Ярослава Николаевича Щапова.

На круглом столе выступили: ведущий научный сотрудник Центра истории религии и Церкви ИРИ РАН Е.В. Белякова и главный научный сотрудник Центра «История России XIX - начала ХХ вв.» ИРИ РАН Г.Н. Ульянова.

Ярослав Николаевич Щапов (6 мая 1928-31 августа 2011) – известный учёный и общественный деятель, историк Церкви и церковного права, член-корреспондент РАН. Жизнь он посвятил истории Руси, русской духовности и культуры: занимался описанием и исследованием славянской и древнерусской книжности, участвовал в археографических экспедициях по выявлению и спасению древних рукописных памятников, изучал и вводил их в научный оборот. После долгого разрыва традиции им практически заново создано целое направление в отечественной исторической науке — история Русской Православной Церкви и русского церковного права. Результат напряженной, более чем полувековой научной деятельности — более 300 публикаций, в том числе, несколько серьезнейших монографий, составивших событие в литературе вопроса, завершение фундаментального труда В. Н. Бенешевича по изданию Древнеславянской Кормчей, подготовка с коллективом сотрудников к изданию другого выдающегося памятника славянского средневекового права — Мазуринской Кормчей ХIV в. Подлинный научный подвиг Ярослава Николаевича состоит в том, что он сосредоточил свой научный интерес и посвятил лучшие годы жизни исследованию даже не просто церковной истории, но истории канонического права — того главного, что можно было бы назвать становым хребтом церковного сознания. Вопреки требованиям времени, не желавшего видеть в Кормчих какого-либо иного содержания, кроме узко понимаемого феодального классового законотворчества, Ярославу Николаевичу удалось переломить ситуацию, вернуть исследование православных канонических сборников, разглядеть в них наследие Рима и Царьграда.