Интервью Газете.Ру директора ИРИ РАН Ю.А.Петрова по вопросу единого учебника. 25.03.2013 г.

Интервью Газете.Ру директора ИРИ РАН Ю.А.Петрова по вопросу единого учебника. 25.03.2013 г.

 

«В единой стране должна быть единая история»

http://www.gazeta.ru/comments/2013/03/25_x_5115593.shtml

Единый учебник истории поможет преодолеть угрожающую ситуацию с ее изучением в регионах. При этом замалчивать противоречия в трактовке исторических событий не придется: в учебнике для старших классов могут и должны быть отражены разные точки зрения.

«Газета.Ru» продолжает публикацию экспертных мнений об идее написания единого учебника истории России. О необходимости такого учебника и путях решения проблем с его составлением рассуждает доктор исторических наук, директор Института российской истории РАН Юрий Петров.

— Я выступаю за единый учебник истории. Необходимость его создания уже давно назрела. При всем многообразии неплохих федеральных учебников, в субъектах федерации ситуация угрожающая. Там плохо с содержанием учебников, они учат какую-то другую историю. Дело в том, что не все учебники, которые пишутся в регионах, проходят экспертизу в комиссиях РАН и РАО на предмет соответствия современным научным знаниям. В таких случаях мы не можем отследить качество учебной литературы. В этом ключе я инициативу президента абсолютно поддерживаю: в единой стране должна быть единая история. Поэтому я вижу решение проблемы в следующем.

Каждый учебник, который будет выходить в регионе, будет состоять из двух томов – федерального единого и местной региональной вкладки об истории региона, написанной местными специалистами при участии ученых из федеральных центров.

В исторической науке, конечно, много диаметрально противоположных взглядов на разные периоды истории — начиная с древности, с Рюриковичей, и заканчивая XX веком. Естественно, разные ученые отстаивают различные точки зрения, иногда они приходят к консенсусу, иногда – нет. Образовательный процесс — это другое. Историческая наука должна предоставить субстрат научного знания, дело педагога — донести его.

История России сложна и противоречива, так же как история других стран. В Америке, например, до сих пор не все южане довольны итогами гражданской войны. И там в каждом штате преподается только история именно этого штата. Тогда как история всей страны, не говоря уже о мировой истории, — это академическая дисциплина, которую изучают только в университетах. В этом смысле у нашего образования большое преимущество.

И я уверен, что у нас в школах множество прекрасных педагогов, которые способны донести информацию в русле ее интерпретации современной исторической наукой. Естественно, в младших классах, наверное, не стоит рассматривать альтернативные точки зрения; в старших же, наоборот, нужно ввести элементы историографии, где бы рассматривались различные трактовки, взгляды. Учебник истории – это же не «Краткий курс ВКП(б)».

Юноши и девушки смогут поразмышлять на уроках истории, выработать свою позицию – это прекрасная подготовка к вступлению во взрослую жизнь, с ее поляризацией мнений и представлений.

Но в то же время они должны иметь представление о современной исторической науке, чтобы не попадаться в расставленные ловушки, наподобие «новой хронологии» Фоменко или «Ледокола» Суворова. И в этом школа должна играть определяющую роль. Таким образом, школа должна готовить в общем духе и в уважении к собственной истории.

На мой взгляд, в работе комиссии, которая будет готовить такой учебник, должны принять участие специалисты из академий и крупные ученые из региональных вузов.